Как я в недвигу попал
Было это в далеком 1996 году. Я в штатах тогда пожил год. Попахал на одну американскую фирму в Канзас Сити Миссури. Потом повезло по обмену поехал поучился в северной части штата Нью Йорк. Это между большим яблоком и Ниагарским водопадом на полпути к канадской границе. Там олени по кампусу ходят и срут везде. А когда в gym идёшь, то по мосту надо аккуратно. Под ним скунс жил. Злой. По слухам одного пацана забрызгал так тот отчислился потому что никто его не терпел из за запаха.
Короче, вернулся со штатов. Мама говорит я настолько в английский погрузился что реально думать начал на английском. И во сне (я во сне всегда говорю) болтал и ругался на английском. Вспоминаю как я тогда говорить привык: а вот у нас в америке....)))
Так вот, приехал. Защитил диплом Химика Биолога на кафедре Экологии и Почвоведения Каз Гос Университета. И поступил в тогда только переименованную в Казахстанский Институт Менеджмента Экономики И Прогнозирования при Президенте РК высшую партшколу. Слава Богу там уже политэкономию не по Марксу с Лениным давали, а кенсианство уже.
Предмет знал. Говорил свободно. Стал старшим и самым успешным студентом. Всем помогал. Да ещё и клуб студенческий забрал под управление. О! Это тоже отдельный псто будет. Напомните.
Короче, позвали меня на интервью в инвестфонд на должность представителя в стране. Ну я в резюме написал что мне уже 24 года, хотя, по факту только 22 было. Короче, интервью блестяще прошёл у великого и ужасного Алекса Папакристу. Это знаменитый американский юрист, публичный политик и руководитель инвестфонда с $3.5 ярда денег. Тех денег.
Ну и стал рулить бизнесом в $800,000,000. Так как фонд был партнером с OPIC (Overseas Private Investment Corporation), это государственное агенство по гарантированию прямых частных инвестиций американских компаний за рубежом, то доверенность на управление активами мне дала (внимание!) лично Мадлен Олбрайт в то время госсекретарь США. Когда я эти доверенности у нотариусов в РК показывал они в шоке все сидели. А меня снабдили сотовым телефоном. Их на страну было штук 500 наверное всего. Это была только самая заря мобильной эры. Дали два телака и водителя. А я на минуточку в институте ещё учусь))
Ну и началось: там было несколько заводов, 14 самых больших магазинов столицы и при этом середина 90-х гг.
Надо было все усовершенствовать и из советского формата перевести в нормальный. Само собой, Человеческий фактор. Homo Soveticus. Старые партийные кадры. Привычки. Зашоренность. В общем стресс и разруха. Но мало помалу удалось раскачать. Заменил людей. Построил систему вознаграждения на базе собираемой аренды. Усилил строительный отдел. Поулучшал где мог помещения. Поднял аренду. Пересмотрел товарные группы и соседство. Сам вёл переговоры с 1,500 арендаторов. Они против меня интриги плели. Ну, короче, весело. Плюс мэрия. Плюс обиженные местные бизнесмены, у которых из под носа увели сладкие активы, которые по приватизации должны были им по привычной схеме отойти. А мы с моими американцами деньгами давили. Просто ломали тендеры.
Вот такой фон. Я от всего этого кайфовал. Наверное потому что сознание свежее было. Без тормозов двигался. Страхов никаких. Все по плечу. Даже нет - по ...ю. И все было круто, кроме этих телохранителей, круглосуточных. Мне бы тёлочку на романтик в горы свозить, на дискотеку, а потом на квартиру затащить, а тут они ((((
В общем однажды когда все в стране уже было спокойно, сказал своим шефам в Нью Йорке что оптимизирую содержание офиса и откажусь от телаков. Ну, вроде, согласились. Потом пару раз ещё приходилось с ними походить. Недолго. Разрулил со всеми.
Бизнес был не только в Алма ате. В Актюбинске у меня был проект газотурбинной электростанции. В Астане завод санфаянса (раковины унитазы). В Хромтау керамический завод (плитка настенная) ну и в придачу строительная фирма на Западе в нефтяном регионе. Плюс золотые шахты и геофизическая компания на нерудные ископаемые в центральном Казахстане и ещё одна чисто по золотодобыче. Хозяйство большое. Интересное.
И вот это все надо было не потерять. А лучше развить и заставить функционировать прозрачно чтобы по кредитам рассчитываться. Вспоминаю сейчас и понимаю что это была горная река. Легко непринужденно. Правда до 5:00 утра бывало работаешь. Просто не все понимали в США что мы ровно на 12 часов вперёд от них на противоположной стороне земли.
У меня же ещё были кураторы от фондов из США. Что интересно среди пенсионных фондов и endowment funds и других инвесторов были 4 или 5 университетов Лиги Плюща. Так вот они, оказывается, реально очень богатые учреждения. И у них есть что инвестировать. И часть портфеля они размещали в таких странах как бывший совсем недавно СССР. Вот они и присылали ко мне на проверку своих орлов. Иногда это были даже студенты указанных заведений. И студентки. Ну вы поняли. Встречал их в юрте. Чтобы сразу шок и трепет. Конину с бараниной под водку. А потом по объектам.
Повезло, конечно, с наставниками: один был партнером американцев и делал офисы класса А, а я его ?6?